Логика переговоров. Часть 2. Перевод «Войны» в «Мир»
Главная > Библиотека > Статьи тренеров > Логика переговоров. Часть 2. Перевод «Войны» в «Мир»
Приобретаемый навык:
ведение переговоров
В предыдущей статье мы разбирали общие логические правила, которые определяют стратегию переговоров, напомню:
Стратегия «Мир»:
1. «Определение одинакового понимания» (обе стороны начинают и ведут переговоры, стараясь во всем действовать на равных);
2. «Определение, что из чего состоит» (проводят совместный анализ: целей, аргументов, результатов);
3. «Что на что влияет» (равное распределение ответственности и определение совместной последовательности действий);
Стратегия «Война»:
1. Разноуровневые требования (одна из сторон предъявляет претензию получить больше, чем другая сторона);
2. «Или по-нашему или никак» (требования категоричны, что приводит к акценту на разнице в интересах сторон);
3. «Мы все в белом, вы все в черном» (отношение к нам негативное - обвинение другой стороны).
К этим двум стратегиям можно относиться как к правилам, которых стоит придерживаться в ходе переговоров и правилам, которых было бы хорошо избегать по ходу переговоров. Для некоторых обучающихся на тренингах по переговорам и этого достаточно. Но, если мы удосужимся заглянуть далее, в содержание этих двух стратегий, то получим уже представление о принципах тактики переговоров.
Варианты развития переговоров:
А) Обе стороны готовили одну стратегию. Тогда их поведение будет совпадать по этапам:
Б) Если же клиент выбрал «Войну» (предполагаю, что мы выбрали «Мир»), то нам-то что делать?
Почему вообще «надо что-то делать»? Представьте себе пример: вы с клиентом выходите на прогулку. И как только открываете выходную дверь...
ВЫ видите яркое солнце, голубое небо, чувствуете ласковый ветерок, вокруг люди радостно улыбаются (понятно, ведь у вас - стратегия «Мир»),
а ВАШ КЛИЕНТ видит другую картинку (именно «картинку», так это его субъективное восприятие) - сумерки, свистят пули, горят здания, кругом вооруженные мародеры и вас, ощерившегося небритого наемника с ножом в руках и плотоядным взглядом. Какие уж здесь переговоры. «Война»!
Необходимо развернуть переговоры в «Мир». По каким признакам мы узнаем, что нужно менять стратегию клиента, т.е. переводить «Войну» в «Мир»?
Конструктивная тактика (клиент использует третье правило «Войны»).
Рассуждения клиента выстраиваются от общего к частному (от принципов к деталям).
В переговорах сначала обсуждаются наиболее общие вопросы: темы, которые участники хотели бы обсудить, процедура переговоров, время, состав участников.
На втором этапе, в ходе переговоров, при обсуждении каждой темы движение также идет от общего к частному: список вопросов темы, которые каждая из сторон хотела бы обсудить, определение приоритетов обсуждения, обсуждение вопросов начинается с общих интересов.
Тактика «Войны» у клиента проявится на втором этапе.
Примечание: «Война» - это не только «навал» в начале или по ходу переговоров. Форма «Войны» может быть и конструктивной, когда клиент лишь в конце переговоров, узнав все, что хотел и, договорившись обо всем, что хотел, может возжелать потребовать большего. Тогда «Война» проявится только на третьем этапе переговоров.
Тактика управления переговорами
Предупреждение «Войны»:
а) рационализировать (пояснить) выгоду сохранения конструктивного подхода;
б) перевести внимание на предыдущие позитивные переговорные фиксации (основные перечислить, обратить внимание клиента на его отношение к фиксациям в ходе переговоров);
в) предложить клиенту закончить переговоры взаимовыгодным решением или попросить клиента объясниться о причинах уклонения от конструктивного обсуждения.
Завершение переговоров, в любом случае, зависит не только от вас, но и выбора клиента.
Конфронтирующая тактика (клиент использует второе и третье правила «Войны»).
Рассуждения клиента выстраиваются от частного к общему («Этот вопрос мне представляется главным, поэтому, сначала решим главный вопрос, а затем все остальные»).
Клиент предполагает заранее, что этот же вопрос является главным и для вас. Переговоры начинаются не со сбора и раскрытия информации, а с предположений и частных вопросов, т.е. с процесса взаимного непонимания. Которое усиливается на втором этапе - в ходе переговоров.
Тактика «Войны» у клиента проявится на втором этапе.
Примечание: как правило, клиент при данной тактике не хочет с нами конфликтовать, Но, концентрируясь на одном элементе переговоров (требуя учета своих интересов вначале, оставляя наши «на потом», претендуя на задание очередности обсуждения в одностороннем порядке), он с самого начала уходит от учета наших интересов и невольно «прогибает» нашу позицию под себя, заводя процесс обсуждения в зону «Войны» постепенно.
Тактика управления переговорами
Предупреждение «Войны»:
При переходе клиента в «Войну»:
а) Стараться действовать по связке «как Вы ко мне - так и я к Вам», «Давайте вместе решать»;
б) Предлагать перенос встречи по спорным моментам с предложением даты и списка вопросов к переносу;
в) Собственная речь должна быть максимально точной, конструктивной (объединение с клиентом + предложение решений + требование о предложении решений со стороны клиента).
Завершение переговоров, в любом случае, зависит не только от вас, но и выбора клиента.
Конфликтная тактика (клиент использует все три правила «Войны»).
Клиент с вами не разговаривает, а диктует. Отсутствует обратная связь, не слышат, не дают сказать слова, в переговорах не участвуют, а позволяют вам присутствовать. У клиента еще до переговоров сложилось представление не о переговорах, а о вас. Тактика проявляется чаще в первом этапе (в начале переговоров), реже во втором (по ходу).
Примечание: такую тактику распознать легко сразу, так же как и остановить. Так как отсутствует обратная связь, то и фактор, останавливающий данную тактику клиента (то, что мы ему скажем) должен обладать сразу тремя характеристиками: концентрировать внимание клиента, выводить обсуждение из зоны «Войны» и накладывать запрет на тактику «Войны».
Тактика управления переговорами
Совпадает с переходом клиента к «Войне»:
1. Особое время уделить подготовке: максимальное количество взаимовыгодных решений и эмоциональный настрой на жесткую, но быструю схватку;
2. «Проявить характер» и не реагировать на деструктивное поведение;
3. Предлагать решения и требовать предложения решений со стороны клиента.
С такими клиентами не любят встречаться начинающие переговорщики и только с такими стараются вести переговоры специалисты. Работа с данным клиентом сложна вначале. Но если клиент согласился с вами работать, то это значит, что в дальнейшем вы не встретите пауз, необязательности, безответственности, неточности. Жесткость этих людей обусловлена не их бескультурьем, а жестким отношением к жизни. Как правило, именно эта категория клиентов (субъективно - самая сложная) более других нацелена на результат.
Тактика клиента отражает его отношение к жизни. Как в жизни люди живут привычками. Так же и в переговорах редко бывает, что клиент меняет свою тактику по ходу переговоров или от встречи к встрече.
Зная особенности клиента, можно и соответствующим образом готовиться к каждой встрече. Что экономит время и повышает результативность каждого переговорного процесса.
Стратегия «Мир»:
1. «Определение одинакового понимания» (обе стороны начинают и ведут переговоры, стараясь во всем действовать на равных);
2. «Определение, что из чего состоит» (проводят совместный анализ: целей, аргументов, результатов);
3. «Что на что влияет» (равное распределение ответственности и определение совместной последовательности действий);
Стратегия «Война»:
1. Разноуровневые требования (одна из сторон предъявляет претензию получить больше, чем другая сторона);
2. «Или по-нашему или никак» (требования категоричны, что приводит к акценту на разнице в интересах сторон);
3. «Мы все в белом, вы все в черном» (отношение к нам негативное - обвинение другой стороны).
К этим двум стратегиям можно относиться как к правилам, которых стоит придерживаться в ходе переговоров и правилам, которых было бы хорошо избегать по ходу переговоров. Для некоторых обучающихся на тренингах по переговорам и этого достаточно. Но, если мы удосужимся заглянуть далее, в содержание этих двух стратегий, то получим уже представление о принципах тактики переговоров.
Варианты развития переговоров:
А) Обе стороны готовили одну стратегию. Тогда их поведение будет совпадать по этапам:
- Анализ клиента в начале переговоров.
- Выбор стратегии переговоров: «Мир» (раскрытие позиции - уточнения, движение в сторону общего - решения) или «Война» (сокрытие позиции - уточнения, движение в сторону различного - конфликт).
- Итоговая фиксация результатов переговоров.
Б) Если же клиент выбрал «Войну» (предполагаю, что мы выбрали «Мир»), то нам-то что делать?
Почему вообще «надо что-то делать»? Представьте себе пример: вы с клиентом выходите на прогулку. И как только открываете выходную дверь...
ВЫ видите яркое солнце, голубое небо, чувствуете ласковый ветерок, вокруг люди радостно улыбаются (понятно, ведь у вас - стратегия «Мир»),
а ВАШ КЛИЕНТ видит другую картинку (именно «картинку», так это его субъективное восприятие) - сумерки, свистят пули, горят здания, кругом вооруженные мародеры и вас, ощерившегося небритого наемника с ножом в руках и плотоядным взглядом. Какие уж здесь переговоры. «Война»!
Необходимо развернуть переговоры в «Мир». По каким признакам мы узнаем, что нужно менять стратегию клиента, т.е. переводить «Войну» в «Мир»?
Три тактики «Войны».
Конструктивная тактика (клиент использует третье правило «Войны»).
Рассуждения клиента выстраиваются от общего к частному (от принципов к деталям).
В переговорах сначала обсуждаются наиболее общие вопросы: темы, которые участники хотели бы обсудить, процедура переговоров, время, состав участников.
На втором этапе, в ходе переговоров, при обсуждении каждой темы движение также идет от общего к частному: список вопросов темы, которые каждая из сторон хотела бы обсудить, определение приоритетов обсуждения, обсуждение вопросов начинается с общих интересов.
Тактика «Войны» у клиента проявится на втором этапе.
Примечание: «Война» - это не только «навал» в начале или по ходу переговоров. Форма «Войны» может быть и конструктивной, когда клиент лишь в конце переговоров, узнав все, что хотел и, договорившись обо всем, что хотел, может возжелать потребовать большего. Тогда «Война» проявится только на третьем этапе переговоров.
Тактика управления переговорами
Предупреждение «Войны»:
- Принять обеими сторонами, что переговоры состоят из трех этапов;
- Фиксировать положительное окончание каждого этапа;
- Акцентировать внимание клиента на положительных моментах переговоров (добиваться утверждения клиента, что он так же принимает этот момент переговоров как положительный).
а) рационализировать (пояснить) выгоду сохранения конструктивного подхода;
б) перевести внимание на предыдущие позитивные переговорные фиксации (основные перечислить, обратить внимание клиента на его отношение к фиксациям в ходе переговоров);
в) предложить клиенту закончить переговоры взаимовыгодным решением или попросить клиента объясниться о причинах уклонения от конструктивного обсуждения.
Завершение переговоров, в любом случае, зависит не только от вас, но и выбора клиента.
Конфронтирующая тактика (клиент использует второе и третье правила «Войны»).
Рассуждения клиента выстраиваются от частного к общему («Этот вопрос мне представляется главным, поэтому, сначала решим главный вопрос, а затем все остальные»).
Клиент предполагает заранее, что этот же вопрос является главным и для вас. Переговоры начинаются не со сбора и раскрытия информации, а с предположений и частных вопросов, т.е. с процесса взаимного непонимания. Которое усиливается на втором этапе - в ходе переговоров.
Тактика «Войны» у клиента проявится на втором этапе.
Примечание: как правило, клиент при данной тактике не хочет с нами конфликтовать, Но, концентрируясь на одном элементе переговоров (требуя учета своих интересов вначале, оставляя наши «на потом», претендуя на задание очередности обсуждения в одностороннем порядке), он с самого начала уходит от учета наших интересов и невольно «прогибает» нашу позицию под себя, заводя процесс обсуждения в зону «Войны» постепенно.
Тактика управления переговорами
Предупреждение «Войны»:
- Против акцента клиента (его частного, субъективного суждения) сразу выставлять свой;
- Как можно быстрее переводить обсуждение интересов в процесс обсуждения совместных действий (чтобы не допустить перехода в конфликт интересов) через демонстрацию заинтересованности в решении и предложение этапов действий;
- Как можно чаще объединяться с клиентом (использовать «мы», «вместе»);
При переходе клиента в «Войну»:
а) Стараться действовать по связке «как Вы ко мне - так и я к Вам», «Давайте вместе решать»;
б) Предлагать перенос встречи по спорным моментам с предложением даты и списка вопросов к переносу;
в) Собственная речь должна быть максимально точной, конструктивной (объединение с клиентом + предложение решений + требование о предложении решений со стороны клиента).
Завершение переговоров, в любом случае, зависит не только от вас, но и выбора клиента.
Конфликтная тактика (клиент использует все три правила «Войны»).
Клиент с вами не разговаривает, а диктует. Отсутствует обратная связь, не слышат, не дают сказать слова, в переговорах не участвуют, а позволяют вам присутствовать. У клиента еще до переговоров сложилось представление не о переговорах, а о вас. Тактика проявляется чаще в первом этапе (в начале переговоров), реже во втором (по ходу).
Примечание: такую тактику распознать легко сразу, так же как и остановить. Так как отсутствует обратная связь, то и фактор, останавливающий данную тактику клиента (то, что мы ему скажем) должен обладать сразу тремя характеристиками: концентрировать внимание клиента, выводить обсуждение из зоны «Войны» и накладывать запрет на тактику «Войны».
Тактика управления переговорами
Совпадает с переходом клиента к «Войне»:
1. Особое время уделить подготовке: максимальное количество взаимовыгодных решений и эмоциональный настрой на жесткую, но быструю схватку;
2. «Проявить характер» и не реагировать на деструктивное поведение;
3. Предлагать решения и требовать предложения решений со стороны клиента.
С такими клиентами не любят встречаться начинающие переговорщики и только с такими стараются вести переговоры специалисты. Работа с данным клиентом сложна вначале. Но если клиент согласился с вами работать, то это значит, что в дальнейшем вы не встретите пауз, необязательности, безответственности, неточности. Жесткость этих людей обусловлена не их бескультурьем, а жестким отношением к жизни. Как правило, именно эта категория клиентов (субъективно - самая сложная) более других нацелена на результат.
Тактика клиента отражает его отношение к жизни. Как в жизни люди живут привычками. Так же и в переговорах редко бывает, что клиент меняет свою тактику по ходу переговоров или от встречи к встрече.
Зная особенности клиента, можно и соответствующим образом готовиться к каждой встрече. Что экономит время и повышает результативность каждого переговорного процесса.