Тренинговая компания ДОГМА — эксперт в сфере деловых коммуникаций
+7 (342) 298 66 09

Пермь, ул. 25 Октября, 70/1, офис 412
Задать вопрос

Формирование навыка

Главная > Библиотека > Статьи тренеров > Формирование навыка

Формирование навыка
Автор: Написать автору статьи Формирование навыкаНаписать автору
Напишите свой вопрос
Отменить
Приобретаемый навык: формирование навыка

Если у вас есть ТО, ЧЕМ ЧИТАТЬ, но ТО, ЧЕМ ПОНИМАЮТ, находится в ВЫКЛЮЧЕННОМ СОСТОЯНИИ, немедленно нажмите на стрелочку обратно, а еще лучше, НАЖМИТЕ НА КРЕСТИК!
 
Если вы чему-то учитесь, то вы должны знать главное: ошибки и неудачи - такая же важная часть формирования навыка, как и удовольствие от результатов. Как формируется навык?
 
На тренингах иногда (стараюсь как можно чаще) я рассказываю о последовательности: знания, умения, навыки. Московская и Питерская школы психологии несколько расходятся в понимании последовательности, но я придерживаюсь одной (поэтому у меня все просто) - Питерской.
 
Этап первый. Знания. Для того чтобы знания закрепились и произошел «щелчок» «Я понял!», человек должен накопить достаточно информации для того, чтобы то, что он пытается понять, было окружено ассоциативным полем. Помните математику в школе? Что вы из нее помните, неужели правила вычисления логарифмов или интегральные уравнения? Да нет. Вы помните функции сложения и вычитания. Во-первых, потому что чаще пользуетесь, а во-вторых, логарифмы и интегральные уравнения выступили теми ассоциативными полями, которые своей избыточностью спрессовали сложение и вычитания в долговременную память. То есть, для запоминания небольшого объема нам необходимо переработать и осмыслить объем, примерно вчетверо превышающий потребный. Конечно, есть гении, отличающиеся в обе стороны от слова «вчетверо».
 
Этап «полтора». Знания получены. Теперь необходимо сделать выбор: применять или оставить на уровне знаний. Вам нравится выбирать? Никогда не было усталости от посещения магазинов, когда вы хотели что-то найти, но все, что вы просматривали, было в чем-то не таким как надо, и вам приходилось просматривать кучу вещей, и все они были «чуть-чуть не то»? Точно так же и в применении знаний: человек очень часто измучивает себя вопросом, «то ли делать, то ли не делать». Чем больше мы думаем, тем меньше сил остается на то, чтобы оторвать свое самое ценное место от стартовой площадки и что-то пойти сделать. Поэтому (!) используйте правило: прочитал (узнал) - сделал. И меньше мыслительных процессов! «Многознание уму не научает».
 
Этап два. Умения. Переход к действию каждому знаком - напряжение! Оно может быть и предвосхищением («о! попробуем! сейчас что-то получится!») и угнетением («ну, вот..., не дают кино посмотреть...»). В любом случае этап характеризуется ориентировочным рефлексом, когда мы чего-то ждем. Это «ждем» настраивает нашу психику на поиск нового, на борьбу с неудачей (в зависимости от настроя, с силами природы или с тапочками), на преодоление. Без настройки на «ждем» мозг бы учился очень долго. А так получается намного быстрее: лампочки зажигаются, гаснут, снова зажигаются - формируются новые нейронные связи. Мозг устроен так, что для того, чтобы в нем что-то устойчиво отложилось, эта зона должна быть окружена недействующими нейронами. А что может быть лучше, чем неудача? Нейроны выключаются, и вследствие попыток удачных и неудачных неработающие зоны ошибочных попыток замыкают кольцо успешного опыта. И как только кольцо замыкается, у человека срабатывает: «Получилось!». И именно в этот момент мы фиксируем завершение фазы поиска и переход к следующей фазе. Чем больше ошибок, тем раньше зажигается «Получилось»!
 
Этап «два с половиной». Следующая мысль: и что с этим делать? Мозги начинают сравнивать количество успешных и неуспешных попыток, чтобы экстраполировать в будущее сравнение: «у меня такая эффективность, есть ли у меня столько времени, чтобы окончательно в этом разобраться»? Поскольку мы до этого момента - овладения новыми навыками - уже были чем-то заняты, мозг делает вывод: «нет, слишком много дел, не успеем, завалим и то, что до этого делали и то, что только что получили». Если вы и дальше продолжите разговаривать со своим мозгом, то еще быстрее убедитесь, что «дай бог все уметь - не дай бог все делать» - это ваш выбор. Примерно так рассуждала моя бабушка, которой в этом году исполнилось бы сто двадцать лет. И максимумом интеллектуального, что она смогла выучить, был крестик вместо росписи. Но, согласитесь, не всем же быть гениями-победителями мозга! Некоторые должны быть и бабушками!
 
Этап три. Навыки. Если разговор с мозгом и пример моей бабушки не для вас, то дальше я должен вас разочаровать окончательно. Для формирования навыка, этого чуда, когда все получается само, не нужно никаких интеллектуальных изысков. Вот, просто все тупо: количество повторений формирует тот самый автоматизм... Правда, и здесь есть маленькая хитрость. Чем в большем количестве разных мест вы будете применять приобретенные умения, тем быстрее вы сформируете навык, и тем более он будет устойчив.
 
Так, если вы здорово плаваете в ванне, то ваши мозги могут и не поверить, что вы классный пловец. Даже если вы буде делать это по десять раз в день. Но вот стоит лишь вам несколько раз в неделю перемещать свои способности в бассейн, то вы практически сразу (если не утонете) почувствуете прилив уверенности в тех же мозгах. А уж если вы и себя и мозги переместите в район моря, то, покачиваясь на очередной волне, не только мозг, но и вы окончательно уверитесь в своем умении плавать, которое плавненько превратилось в навык.
 
Поэтому на тренинге я советую минимум три контекста применения (ванную, бассейн и море). А еще лучше девять. Так быстрее.
 
Тем, кто дочитал до конца - СПАСИБО! Вы справились с этим (!) и шанс жить вечно у вас повысился!

Опубликовано: Журнал T&D Director

Сергей Логачев рекомендует: