Главное, не обманывать самого себя
Главная > Библиотека > Статьи тренеров > Главное, не обманывать самого себя
Порой слышу сетования руководителей, что тренинги неэффективны, что отправляют, мол, сотрудников на тренинг, те первые две-три недели после обучения ходят с "горящими" глазами, пробуют применять отдельные инструменты с переменным успехом, а потом "все сходит на нет" и работники возвращаются на "старые рельсы", а предполагалось, что они станут мега-продажниками, супер-переговорщиками или харизматичными управленцами. Отсюда Заказчики обучения делают вывод, что тренинг был бесполезен, время и деньги потрачены зря.
“Для реальных достижений требуется вовлеченность родителя на протяжении всего цикла обучения, а порой и после него...”
Это напоминает мне ситуацию, когда родители, отдавая ребёнка в школу (музыкальную, художественную, общеобразовательную), ожидают, что их чадо научат читать, плавать и играть в шахматы. Школа и учитель выбираются по возможности лучшие, чтобы уж точно научили и развили. И родитель выдыхает: 'Наконец-то! Теперь из него точно сделают Человека/ Хоккеиста/ Математика и раскроют способности моего дитятки/балбеса/сына!'. Не тут-то было! Для реальных достижений требуется вовлеченность родителя на протяжении всего цикла обучения, а порой и после него.
“Включённость всех субъектов в процесс обучения обеспечивает максимальную результативность…”
Любая успешная обучающая система предполагает совместную работу всех участников образовательного процесса. Если есть Заказчик на обучение (тот, у кого сформирована потребность в обучении сотрудника), Ученик (тот, кого учат) и Тренер (тот, кто обучает), то таких участников-субъектов три, а если Заказчик и Ученик выступают в одном лице, то тогда присутствует два субъекта. Важна включенность и заинтересованность в общем успехе обучения каждого из них. Если хотя бы одна из сторон выпадает, то страдает конечный результат. И чаще всего этой стороной оказывается Заказчик, потому что считает свою миссию выполненной, как только он оплатил обучение и обеспечил присутствие Ученика на тренинге.
Однако, давайте скажем честно, без Заказчика Тренеру и Ученику никак не обойтись, так как для эффективного обучения сотрудников на тренинге, а так же переноса и внедрения изменений в реальную жизнь, важна поддерживающая (в идеале развивающая) среда на рабочем месте, которую может обеспечить именно он. А на это требуются желание и время, при чем желание огромное, а времени лишь 10-20 минут в день.
Кому из сотрудников наличие поддерживающей среды некритично? Тому, кто сам осознанно выбирает пойти поучиться, так как есть потребность в новых знаниях-умениях-навыках, и сам оплачивает своё обучение. А так же тот, у кого сформирована потребность в обучении и он убеждает руководителя в необходимости отправить на тренинг и оплатить обучение :)
Итак, каким образом Заказчик может обеспечить поддерживающую среду на работе? Все просто. Для минимального эффекта важно мотивировать Ученика непосредственно на обучение: что даст непосредственно ему самому данный тренинг и как это отразится на его профессиональной и личной жизни. Часто именно Заказчик как никто другой знает, что стимулирует его сотрудника к изменениям, и что будет являться стимулом для внедрения полученных инструментов.
Я, как Тренер, имею в своем арсенале инструментов письма с мотивирующими речами для сотрудников, отправляющимся на тренинг, которые предлагаю Заказчикам как основу, шпаргалку для написания своего напутственного слова.
“Часто именно Заказчик как никто другой знает, что стимулирует его сотрудника к изменениям, и что будет являться стимулом для внедрения полученных инструментов…”
Сейчас в формате комплексного корпоративного обучения, а затем среднесрочного курса ШМП и открытых программ я начинаю делать рассылки-напоминалки Заказчикам на тему «О чем говорим сегодня?», чтобы минимизировать их затраты на создание поддерживающей среды для своих сотрудников.
Что еще может предпринять Заказчик?
Обычно расписание индивидуальных тренировок и описание личностных особенностей я пишу в отчете после тренинга, так же там есть рекомендации по внедрению ЗУН своими силами в Компании и Зоны Ближайшего Развития для Учеников.
А еще можно пригласить Тренера для сопровождения Ученика на рабочем месте и послушать как он ведет переговоры по телефону, ставит задачи сотрудникам, готовится к встрече с клиентом или проводит оперативку. А так же, организовать серию практикумов после тренинга, создать внутрикорпоративный учебный портал или просто папочку с учебными материалами, обзавестись решебником с упражнениями и кейсами и научиться проводить поддерживающие мини-тренинги для сотрудников, иными словами, формировать развивающую среду у себя в Компании, чтобы изменения и развитие стали естественными условиями существования для каждого сотрудника. Ну, это совсем другая история.