Десятки со скрипом изобретенных велосипедов
Главная > Библиотека > Статьи тренеров > Десятки со скрипом изобретенных велосипедов
"У нас - сказала Алиса, - Когда долго бежишь со всех ног,
непременно попадешь в другое место!".
"Какая отсталая страна, - сказала Королева -
Ну, а здесь,знаешь ли, приходится бежать со всех ног,
чтобы только остаться на том же месте!
Ну а если хочешь попасть в другое место,
тогда надо бежать, по крайней мере, вдвое быстрее."
Люис Кэррол, «Алиса в Зазеркалье»
непременно попадешь в другое место!".
"Какая отсталая страна, - сказала Королева -
Ну, а здесь,знаешь ли, приходится бежать со всех ног,
чтобы только остаться на том же месте!
Ну а если хочешь попасть в другое место,
тогда надо бежать, по крайней мере, вдвое быстрее."
Люис Кэррол, «Алиса в Зазеркалье»
Как часто в своей повседневной деятельности мы сталкиваемся с непониманием друзей, близких родственников и даже коллег.
Кто мы, где наши корни, где наша история, в чем наше настоящее - без этого нам не понять где наше будущее. Модное увлечение или насущная необходимость? Кому нужна наша работа, кто потребитель? Проводить тренинги стало таким же модным как составлять астрологические прогнозы. Можно ли назвать наукой то, чем мы занимаемся? Те стандарты, к которым мы стремимся - всего лишь идеальная модель? Может быть, она не всегда достижима на практике? Как дать объективную оценку своей деятельности, у кого спросить совета, как расширить свой инструментарий? Отдавая работе по 12 часов в сутки, мы не всегда находим время на поиск ответов.
Своя голова хорошо, с дополнительной литературой и Интернетом еще лучше, однако не хватает живого человеческого общения, так называемой «обратной связи». Любой специалист имеет возможность повышать свою квалификацию и об этом заботится его работодатель (если он хочет быть на рынке и развиваться), да и о корпоративном тренере он готов позаботиться и предоставить возможность повышать свой профессиональный уровень. Но как, а главное где это сделать?
Бизнес - тренерами не становятся, ими рождаются?! Или я что-то напутала%u2026 У нас в городе все-таки рождаются, потому что выучиться на бизнес-тренера (ВУЗ, факультет, специальность) невозможно, можно только самому на практике, через свои ошибки и достижения стать ИМ, который передает свои навыки - умения другим. Отсюда еще один важный момент - это опыт работы в той сфере, которой ты выступаешь наставником (ты - сам пример своих знаний: продавай, если ведешь тренинг по продажам, работай маркетологом, если читаешь этот курс).
Мне в этом отношении грех жаловаться, я и тренинговую практику имела (в силу образования) на тот момент, когда решила стать бизнес-тренером, и опыта работы в различных сферах хоть отбавляй, так что для меня важно было соединить/синтезировать этот «многогранный» опыт.
Свой первый тренинг (коммуникативный для старшеклассников) помню плохо, а вот первый бизнес-тренинг по продажам - отлично. Я тогда столько литературы перечитала, побывала на нескольких тренингах по продажам, методичку переделывала раз 5, дома вслух проговаривала всю теоретическую часть, инструкции к упражнениям, засекая по времени и т.д. и т.п. У меня так и получилось, что на подготовку ушло 80% времени, а на проведение - 20%.
Самым важным для меня в тот момент оказалось поддержка. Поддержка моего наставника (успешного и опытного бизнес-тренера), и моего менеджера (отличного «продажника»). Первый давал рекомендации по методической составляющей и эффективности упражнений, а второй был со мной на тренинге как участник и проверял эффект на себе (доступность изложения, структурированность, последовательность, усвояемость материала, его практическая ценность; работа с возражениями/сопротивлением, соблюдение регламента, управление процессом).
Благодаря их обратной связи (и, естественно, своим наблюдениям), у меня была возможность видоизменять, добавлять, в общем, модифицировать свой тренинг по ходу. И сейчас, когда я провела больше тренингов по продажам, я продолжаю шлифовать каждый из них, только сейчас это поиск и апробирование более эффективных упражнений, игр, вариантов подачи материала, метафор, историй.
Я только теперь понимаю, что волнение перед началом тренинга я могу использовать в своих интересах, поэтому оно меня активизирует, собирает, заставляет соображать в 3 раза быстрее, креативить, в общем, быть в тонусе. А тогда, признаюсь, волновалась (не знала, как встретят участники, будут ли воспринимать или сопротивляться), и это меня сковывало (хорошо, что до начала еще было 12 часов).
Теперь я знаю, как можно работать с сопротивлением и грамотно управлять группой и ее состоянием, как выстроить программу для достижения желаемого результата и как замотивировать участников на получение этого результата. Для этого потребовалось время и опыт, но это мой опыт и мои наработки, и я в них уверена.
Наверняка многие молодые тренеры (а может, и не только молодые?) сталкиваются с похожими проблемами во время подготовки новой программы. Если ты составил новую программу и тренинг, то на ком его опробовать? Сразу же на клиентах - риск велик. На родственниках-друзьях - в их глазах мы всегда самые лучшие (а может быть, после этого они недолго останутся ими?)%u2026
Изоляция неизбежно приводит к «эгоцентризму»: появляется гиперсамоуверенность, «я прав, и все мои тренинги хороши», «обратная связь» игнорируется, обмен опытом, идеями приостанавливается, и это тормозит профессиональный рост.
На фоне отсутствия (прошу прощения, находящихся на стадии формирования) стандартов профессии, профессиональных сообществ и специализированных изданий, программ обучения и системы «повышения квалификации» мы получаем%u2026 десятки со скрипом изобретенных велосипедов. Ведь что получается: несмотря на энтузиазм, интерес к своей работе, желание «помогать»/поднимать бизнес клиента, мы, Пермские тренеры, обречены на изобретение велосипедов только потому, что так мало отводим времени на общение друг с другом.
Возникает вопрос: можно ли как-нибудь иначе? Не через такие «тернии»? Так или иначе, рынок диктует требования к обучению, заставляет развиваться, но зачем себя ограничивать только лишь потребностями рынка? Стремление к совершенству исходит не из желания заработать. Но чем больше чья-то работа похожа на искусство, тем больше за неё платят. А искусство рождается особой среде - в среде единомышленников, коллег, последователей, учеников и наставников. Давайте объединяться, коллеги!