Тренинговая компания ДОГМА — эксперт в сфере деловых коммуникаций
+7 (342) 298 66 09

Пермь, ул. 25 Октября, 70/1,
офис 404, 412
Задать вопрос

Я - Фирма?

Главная > Библиотека > Статьи тренеров > Я - Фирма?

Я - Фирма?
Автор: Написать автору статьи Я - Фирма?Написать автору
Напишите свой вопрос
Отменить
Впервые «Я фирма» как идею предложил известный российский специалист по тайм-менеджменту Глеб Архангельский (http://www.improvement.ru) в своей книге («Организация времени», 2003). У него «Я фирма» - это отношение к своему времени как времени жизни фирмы. Есть фирмы успешные, а есть неуспешные. Их успех - это отношение к тем ресурсам, которыми эти фирмы располагают. Главный ресурс компании и человека - время. Поэтому, пропагандируя отношение личной ответственности за самого себя, сам Архангельский остановился на разработке решений для тайм-менеджмента компаний и отдельного человека.

Мне очень понравилась эта идея. Потому что человек состоит не только из времени.

Плюс к тому, все-таки методическая проработка с точки зрения одного ресурса - такой же однобокий взгляд на жизнь, как у человека убежденного «в одну правду». Мне понятно, что жизнь требует от человека большей самостоятельности из года в год. Понятно, что время - единственный и невосполнимый ресурс (припишем популярность этой фразы Архангельскому).

Вначале, при подаче Архангельского своего видения «Я фирма», меня смутило то, что если опереться на «Позиционный анализ» (короткое ознакомление возможно здесь), то понятие «Время» как ключевая ценность личности попадает только в один психотип: «Боец» (напомню, что у психотипа «Медленный газ» ценность - комфорт, у «Исполнителя» - безопасность, у «Фантазера» - интерес).

То есть концепция Архангельского (входящего в пул десяти лучших тренеров России уже несколько лет, несмотря на то, что ему только под 30 лет) не проработана для большего количества людей и плюс к этому методически решает только одну часть жизни человека, пусть и центральную - время жизни человека.

Почему такой тренинг мне показался важен?

Изложу только несколько посылок, которые как раз и идут вразрез с теми тренингами, которые мы имеем сегодня. Только основные принципиальные отличия.

1. Эффект сегментированного тренинга (личностный рост, профильный тренинг, тренинги по адаптации и т.п.) создает мотивацию применения полученных знаний и умений за счет дисгармонизации участника.

Дисгармонию как основу мотивации можно избежать.

2. Мотивация «обычного тренинга» носит внешний, поэтому часто краткосрочный характер. Часто приходится создавать сложную систему поддержки на предприятии, чтобы обученные не растеряли полученного. Что, кстати, для самого предприятия чаще не является профилем. Краткосрочности мотивации можно избежать.

3. Часто обучение системе техник ложится дополнительным грузом на другие сферы жизни человека.

«Перегрузки жизни» можно избежать.

4. Часто техники, которым человек учится на разных обучающих мероприятиях, входят в методологическое (проявляется как «не могу понять, как это совместить») и методическое (проявляется как «применение одного исключает применение другого») противоречие друг с другом. Как правило, самому человеку не удается самостоятельно разобраться в этих вопросах. В результате - потерянные время и уверенность. Такой рассогласованности можно избежать.

5. Как правило, необходимо много времени, чтобы заметить положительные эффекты от обучения. Длительного ожидания результатов можно избежать.

6. Как правило, получение результатов от обучения требует от участника большого количества труда. Большого количества труда можно избежать.

Что такое «Я Фирма» в моем понимании?

Поскольку тренинг проработан достаточно серьезно, чтобы можно было не тешить себя иллюзией рассказать обо всем в статье, позволю остановиться на самых простых моментах, которые в статье можно скорее наметить, чем раскрыть.

В концепции «Я фирма» я во многом присоединился к Архангельскому, но сделал и важные дополнения:

Во-первых, концептуально важно, чтобы человек научился самостоятельно выбирать степень адаптации (конформности) и дезадаптации (развития). И при этом быть способным оценить свое текущее место/состояние и определить цель/желаемое.

Во-вторых, методологически важно, чтобы один и тот же набор техник человек мог выполнять в любой стадии своего развития. Напомню, что в разный возраст человек выбирает разные модели отношения к себе и другим и, соответственно, поведения (см. выше, «Позиционный анализ»). Техники перспективны на ближайшие пятнадцать-двадцать лет.

В-третьих, очень важно методически, чтобы техники были приближены максимально к естественному поведению человека, чтобы тренировка происходила легко и с быстро видимым результатом.

В-четвертых, технологически важно, чтобы человек был способен контролировать свое текущее положение в данной системе, соотносить планы и получаемые результаты; был способен выйти из упражнений и системы в любой момент времени, получив для себя столько пользы, сколько посчитал достаточным на данный момент времени.

Попробуем заглянуть в тренинг «Я фирма» с гуманистической, человеческой стороны

Понятно, что единственное, чем мы управляем - это мы сами. Большинство из нас этого не делают потому, что это как раз и представляется самым большим трудом. Нас постоянно «ломает» из-за адаптивного рассогласования «хочу - надо» (мы постоянно решаем вопрос, что для нас важнее: адаптироваться в том социуме, который нас окружает или удовлетворять свои личные потребности, и чем сильнее адаптируемся, тем больше хочется сделать что-то «для себя»).

Это приводит к поведению, подобному «Internet Explorer 7» - чем больше работает, тем больше «ест» ресурсов, пока не «подвесит» оперативку и процессор. Так же и обычный человек - адаптируется, пока не «плюнет на все». Все это усиливается перспективным, самооценочным рассогласованием «хочу-могу». Здесь точно такая же модель рассогласования, только содержание чуть отличается: чем больше работает человек, тем быстрее приходит к вопросу «а зачем мне это все»? происходит такое же «подвисание».

Но ведь у каждого были моменты, когда нам легко управлять собой. Эти моменты я, вслед за нэлперами, назову «Точка сборки», в ней присутствуют три самоидентификации:
  • личная (что я хочу, почему, как, какой ценой, какая вероятность достижения цели, самоотношение к себе),
  • социальная (кто еще, как процесс оценит общество, как конкурентно я могу продвинуться в обществе с этой концепцией), 
  • профессиональная (что я могу, к чему я стремлюсь, какими ресурсами обладаю)

Баланс между ними и называется «Гармония».

На профильных тренингах, помимо целевого решения профессиональных задач, концентрация происходит на первом, личном этапе, а второй - социальный - практически не задействуется. На плохих тренингах вообще «выдергивается отовсюду, да помаленьку». Даже самые сильные тренеры, которые обязательно отрабатывают социальный уровень, как правило, опускают «кто еще» и «как оценит общество», концентрируясь только на конкурентной составляющей.

То есть тренинги нарушают гармоничность человека и поэтому подталкивают его к развитию. Как догадываетесь - любой внешний толчок действует на весьма ограниченных пространстве и времени.

Тогда получается простое решение: даем человеку инструментарий ответа на эти вопросы, и человек получает управляемую им самим «систему сдержек и противовесов» и будет способен сам «подкачать» недостающие ответы, чтобы поддерживать себя в той степени адаптивности/ развитии, которое будет ему лично гармоничным.

Причем совсем необязательно постоянно что-то «решать», в подавляющем количестве случаев человеку достаточно «понимать», что с ним происходит и знать, что он способен будет справиться с дисгармонией тогда, когда это станет действительно необходимым.

Если бы меня спросили: «А как Вы сами дадите определение своему тренингу в одном предложении?»

Я бы ответил так: «Этот тренинг - способ сконцентрировать свое внимание на том, чем вы можете управлять, чтобы достигнуть всех своих желаний сегодня - быстрее и легче, чем вы сами же вчера».

И я на самом деле думаю, что это то, что способно сделать Вас счастливым.