Тренинговая компания ДОГМА — эксперт в сфере деловых коммуникаций
+7 (342) 298 66 09

Пермь, ул. 25 Октября, 70/1,
офис 404, 412
Задать вопрос

Чудеса Дебиторской Задолженности

Главная > Библиотека > Статьи тренеров > Чудеса Дебиторской Задолженности

Чудеса Дебиторской Задолженности
Автор: Написать автору статьи Чудеса Дебиторской ЗадолженностиНаписать автору
Напишите свой вопрос
Отменить
Приобретаемый навык: работа с дебиторской задолженностью
Как обычно нас волнует просроченная дебиторская задолженность (ДЗ). Основные причины возникновения три. Отнесем их к организационным. Во-первых, отсутствие расчетов: что может, а что не может позволить себе компания-кредитор; за этим следует отсутствие схемы по работе с задолженностью. Во-вторых, некоторые компании излишне самоуверенны - «у нас просроченной задолженности быть не может». Ослабляется бдительность.

Часто обращаются с вопросами - помогите в той ситуации и в этой. Как будто помощь в одной ситуации сможет возместить потери от системы пробелов в работе организации-кредиторе! Система «затыкания дыр», вместо системы правил, порождает следующие друг за другом ошибки, пока финансовые показатели не составят личную проблему собственника компании, после чего и начинается внедрение системы контроля и работы с ДЗ. К сожалению, зачастую это сопровождается увольнениями тех, кто эту систему выстроить не смог или не захотел. Поэтому мне представляется, что единственный здравый вариант - построить систему анализа по недопущению, ликвидации задолженности как класса проблем. Хотя, конечно, «затыкание дыр»- быстрее. Правда каждое такое сиюминутное решение порождает вышеназванные две проблемы - и проблемы как снежный ком съедают ресурсы предприятия как раз в тот момент, когда, кажется, решение было на расстоянии вытянутой руки. Ах! Призрачное счастье. Мираж.

Поэтому, третья причина - коммуникативная несостоятельность тех, кто должен работать с ДЗ. Как бы не было это лично для них обидно и как казалось бы незаслуженно.

Все проблемы - от людей. И в целом списке форм работы с ДЗ самое сложное - работать с теми должниками, которые превосходят нас интеллектом и коммуникативной компетентностью. Этих людей нужно вовремя просчитать и составить схему работы так, чтобы, предусмотрев возможность потери финансовых средств на деле их не потерять.

Из форм ДЗ можно выделить четыре основных:

1. Сознательное кредитование: деньги кредитора изымаются на срок, необходимый для решения финансовых задач дебитора;

2. Случайное кредитование: кредитор не рассчитал случайный внешний фактор и сам старается максимально быстро перекрыть возникшую задолженность. Надо ли говорить, что, как правило, все остальные участники пытаются скрыть свои настоящие причины и представить себя как «добросовестного дебитора»;

3. «Вилка», перекладывание ответственности (как правило, при работе с госучреждениями): разные подразделения / социальные уровни договариваются между собой, чтобы один уровень заключал договор по кредиту, а второй уходил от ответственности;

4. Безвозвратная ДЗ создается людьми с высоким коэффициентом интеллекта и развитыми коммуникативными навыками - люди способные уговорить кого угодно и на что угодно.

Личное превосходство последнего случая над теми, кто пытается ликвидировать ДЗ -  наиболее сложная проблема. В этом случае ресурсы не возвращаются вовсе, а качественное превосходство переходит в изобретение совершенно новых форм создания ДЗ, изобретение которых не закончится, пока такие люди существуют как класс. Уметь этих людей определять и работать с ними решает эту проблему. Ведь все остальные случаи, как правило, не оказываются критическими по отношению к работе всего предприятия.

Для эффективного предупреждения, работы и ликвидации просроченной дебиторской задолженности как класса требуется знать и применять систему мероприятий, которые начинаются с человека - коммуникации и заканчиваются ключевыми элементами контроля системы бизнес - процессов организации.