Тренинговая компания ДОГМА — эксперт в сфере деловых коммуникаций
+7 (342) 298 66 09

Пермь, ул. 25 Октября, 70/1, офис 412
Задать вопрос

Адекватность руководителя: пути достижения и тернии неудач.

Главная > Библиотека > Статьи тренеров > Адекватность руководителя: пути достижения и тернии неудач.

Адекватность руководителя: пути достижения и тернии неудач.
Автор: Написать автору статьи Адекватность руководителя: пути достижения и тернии неудач.Написать автору
Напишите свой вопрос
Отменить
Приобретаемый навык: управление персоналом
В журнале «Управление персоналом» предложили написать комментарий по заранее заданной теме: «Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном».

Это известная фраза Наполеона Бонапарта, которую некоторые руководители любят перекладывать на современное звучание. Насколько актуален данный подход в работе руководителя.

Давайте попробуем разобраться.
 

Адекватность руководителя: пути достижения и тернии неудач


Согласитесь, что даже самая умная фраза отражает в первую очередь личность того, кто говорит. Банально, но факт.

Много среди нас «Наполеонов»? Можно опыт одного человека (его великие дела, выражения и примеры) прямо транслировать на опыт другого человека?

Если ответить на эти вопросы с начала, получаем важный вывод: смысл авторитетов в том, насколько ты лично способен его опыт использовать на своей практике, его адаптировать.

В жизни мы как- то обходимся без «Наполеонов». Вернее тех, кто выдает себя за них много сверх - меры, но мы как-то с ними уживаемся.

Мы - нормальные. Мы - не «Наполеоны».

И наш главный ключ к успеху - адекватность.

Обратитесь к своей памяти. Суворов и Наполеон. Вы помните, что Суворов «не проиграл ни одного сражения», а про Наполеона - «завоевал всю Европу» и Бородинское сражение? Кто из них более искусный военачальник - трудно сказать, да? А за кем наиболее грандиозные победы и поражения? Думаю, вы согласитесь - за Наполеоном.

Умаляет ли это их успехи (на фоне друг друга)? Мне кажется - нет. Суворов был искусен в маневре, тогда как Наполеон в организации ключевых сражений.

Но они оба были адекватны!

Адекватность - соответствие требованиям ситуации и ожиданиям людей.

Адекватность в поведении - умение предвидеть действия других участников этой среды и делать свои действия понятными и удобными для других. Это - общая адекватность, но кроме нее, есть социальная адекватность (умение быть адекватным в обществе: понимание ожиданий окружающих, готовность отзываться на них, знание и усвоенность социальных шаблонов).

Отдельно можно говорить о личностной адекватности - личностных особенностях, способствующих общей и социальной адекватности.

Важно помнить, что нет безотносительной адекватности. Адекватность - это всегда сравнительная, а не абсолютная величина.

Мы в конкурентной среде - хотим мы того или нет: при устройстве на работу, при получении премии, при карьерном повышении; даже на корпоративной вечеринке или в пятницу вечером с друзьями.

И если вы чуть более адекватны, чем ваше окружение - вы будете формировать обстоятельства, а иначе - они вас. И вам будет уже не так важно, кто вами руководит, с кем вы работаете или кем управляете.

Более адекватный человек всегда более результативный!

Если вы руководитель и работаете над своей адекватностью, то и количество «баранов» в вашем «войске» будет становиться меньше и количество «львов» в руководстве увеличится.

Адекватность формируется в деятельности, в результативности по отношению к внешним обстоятельствам и людям.

Чем больше количество результативных действий, тем, как правило, выше уровень адекватности человека. И, наоборот, потеря адекватности начинается с нежелания действовать по-новому. А ведь жизнь и обстоятельства меняются постоянно.

Да, в предметной деятельности легче получить представление о собственной адекватности. Именно поэтому маленькие дети занимаются лепкой. Именно поэтому людей, потерявших связь с реальностью, возвращают обратно через простейшие трудовые занятия (рисование, лепка).

Именно поэтому многие сотрудники не рвутся стать руководителями - на предметном уровне проще.

В работе руководитель получает представление о своей адекватности через людей, с которыми работает.

Поэтому очень важно, как я постоянно говорю на тренингах и в консультациях, чтобы нас окружали добрые (идущие с нами на контакт в периоды нашей неадекватности) и работящие (адекватные) люди.

Руководителю более, чем другому человеку, очень легко стать неадекватным. Его работа - подчиненные, по определению - менее адекватные, чем сам руководитель. Поэтому для руководителя жизненно важны хорошие отношения с коллегами-руководителями и вышестоящим, а значит более адекватным, руководством.

Многие пытаются заместить адекватность не трудом (на уровне специалиста) и не отношениями (на уровне руководителя), а внешними правилами, системами, формулами. А это слишком важный вопрос, чтобы отдавать его на откуп кому бы то ни было!

И как только вы становитесь менее адекватны, чем ваше окружение, вам срочно требуется любая «мифология» - наклеить на лбы окружающих карточки - ярлыки.

И хочется относиться к людям вокруг не так как они того заслуживают здесь и сейчас, а «какая карточка у него на лбу». Некоторые даже думают, что от качества «мифологии» адекватность повысится.

И как только любая другая система (кроме количества труда и результативности) стала доминировать в вашей жизни, вы становитесь менее ответственным, менее уверенным и, как результат, - еще менее адекватным и более несчастным.

Поэтому, запомните, пожалуйста:
 
  1. Адекватность формируется на каждом уровне по-разному. На уровне специалиста - результативностью труда; на уровне руководителя - результативностью отношений; на уровне топ-менеджмента - результативностью прогностики, видения будущего.
  2. Самая современная и продвинутая «мифология» не заменит вам вашей собственной адекватности.

Работайте над собственной адекватностью. Поверьте, это очень важно.