Тренинговая компания ДОГМА — эксперт в сфере деловых коммуникаций
+7 (342) 298 66 09

Пермь, ул. 25 Октября, 70/1,
офис 404, 412
Задать вопрос

Как улучшить память

Главная > Библиотека > Публикации коллег > Как улучшить память

Как улучшить память
Автор:

Замечено, что до 20-25 лет память у людей улучшается, до 40-45 лет сохраняется примерно на одном уровне, а затем слабеет. Трудно найти человека, вполне удовлетворенного своей памятью.
 
Между тем очень часто человек просто не умеет в полной мере использовать ее возможности.
Научиться использовать имеющиеся резервы памяти даже важнее, чем заниматься ее развитием!

Первый фактор - использование внешней памяти. Внешняя память - это фиксация информации вне нашего мозга, преимущественно в виде различных записей (от блокнота до компьютера). Непременное условие: внешняя память должна быть хорошо организована, систематизирована.
 
Не бойтесь ярлыка "педант"! Внешняя память входит в число компенсаторных средств, восполняющих недостаток интеллектуальных способностей.
 
Второй фактор - правильная организация своей памяти: уметь учитывать ее свойства и особенности, усвоить общие принципы ее действия. Как выявить особенности своей памяти? К сожалению, пока самонаблюдением.
 
Предположим, Вы лучше усваиваете материал, читая его про себя. Помните, как распределен текст в книге. Плюс к этому безошибочно находите дорогу в малознакомых местах, быстро запоминаете лица. Стало быть, у Вас преобладает зрительная память.
 
Если Вы отлично воспринимаете информацию на слух, можно считать, что у Вас слуховой тип.
 
Для двигательной (моторной) памяти характерно быстрое и легкое усвоение сложных движений. Люди, обладающие ею, лучше впитывают информацию, если сопровождают заучивание жестами, ходьбой, шепотом.
 
Важно знать, что во сне человек восстанавливает все знания, которые он получил за день.
 
Сотрудники Университета Чикаго доказали, что во время сна человек восстанавливает те знания, которые получил днем, даже если к вечеру кажется, что он напрочь все забыл, сон не только закрепляет воспоминания, но защищает их и восстанавливает "утраченную" информацию. Был проведен эксперимент со студентами колледжа, которые должны были разобрать слова, произносимые синтезатором речи, - это очень непросто. Участников эксперимента разбили на три группы. Лучше всего с заданием справились те, кто прошел повторное тестирование через час после тренировки, их результаты улучшились на 33%. На 19% - те, кто тренировался вечером и повторно тестировался утром следующего дня. Хуже всего дела шли у тех, кто тренировался утром и проходил тестирование вечером того же дня (10%). Но если тестирование проводили утром следующего дня, результаты были такими же, как у студентов из второй группы.
 

Что еще нужно знать о своей памяти:
 
  • емкость - количество информации, фиксируемой в единицу времени;
  • прочность удержания - время, в течение которого мы помним материал;
  • точность - число ошибок при воспроизведении;
  • готовность - быстроту воспроизведения.
Общие принципы действия памяти:
 
  • принцип селекции: не стоит удерживать в памяти ничего лишнего.
  • принцип резерва: часть информации необходимо держать в "резерве", то есть во внешней памяти.
  • принцип "эгоизма": необходима личная заинтересованность в предмете; если ее нет - связать каким-то образом скучную информацию с такой, которая Вас занимает.
  • принцип активности: повторение - мать учения.
  • принцип семерки: если в материале более семи частей, блоков - он плохо усваивается; чтобы облегчить восприятие материала, его разбивают на главы, параграфы, абзацы.
  • принцип оптимального режима: 40-50 минут работы и 10-15 минут отдыха.
  • принцип оптимального фона: необходимо определить, какая окружающая обстановка благоприятно действует именно на Вас, и впоследствии придерживаться найденного; из общего правила - необходимость тишины - возможны исключения.
Третий фактор - улучшение памяти.
 
Существуют конкретные приемы и методы, позволяющие улучшить память. Пользоваться всей "обоймой" приемов очень трудно, да, видимо, и не нужно. Отберите лишь те, которые будут наиболее эффективными для Вас. Однако их не должно быть слишком мало.
 
Если на вооружении у Вас всего два-три приема, они, скорее всего, будут постепенно "уставать" и все хуже служить Вам. Хорошо, если Вы усвоите приемов десять и будете время от времени чередовать их.
 
Метод внешней компенсации:
  • Физическое воспроизведение обстановки: вспоминать легче там, где Вы запоминали.
  • Мысленное воспроизведение обстановки: то же, но мысленно, вспомнить фон - место, звучавшую тогда музыку, освещение.
  • Тонизирующий прием: если информация запоминается с трудом, попробуйте повторять ее с различными вариациями - громко и тихо, нараспев и скороговоркой, с необычным акцентом, сопровождая постукиванием....Все это тонизирует память.
 
Метод сокращения:
 
  • Использование базовых понятий: если вычленить и запомнить понятия, на которых строится текст, то по ним легко восстановить все содержание.
  • Литературный прием: выписываем и запоминаем начальные буква слов; для многих прием может оказаться недейственным даже после длительной тренировки.
  • Редактирование: делаем текст более лаконичным; заодно нередко откладывается в памяти и то, что мы выбросили (конечно, не так четко).
  • Уплотнение материала: в отличие от предыдущего приема переписываем текст своими словами, делая его максимально компактным; иногда одним словом можно заменить целую фразу.
  • Блочный прием: составляем блок-схему, подчиняющуюся принципу семерки.
 
Метод цепи:
 
  • Прием "крючка": надо чем-то связать новые сведения с уже имеющимся в памяти "крючком" - по смыслу, созвучию, цвету, внешнему виду.
  • Табличный матричный прием: материал разносится в таблицу, форму и структуру которой Вы определяете сами.
  • Смысловое "дерево": главная мысль становится стволом дерева; от него отходят основные ветви-идеи (не больше семи), затем идут веточки, также послушные принципу семерки.
  • "Город знаний": для хранения разнородной информации можно "выстроить" целый город; вспоминая, мы мысленно путешествуем по нему.
  • Перебор цепи: последовательно перебирайте звенья воображаемой цепи, в которой должно храниться искомое; обнаружив в цепи пропуск, перескочите его, пройдите вперед, а потом возвращайтесь; если звено не восстановится - попробуйте "переключиться" на прием релаксации.
  • Перебор ситуаций: где Вы могли видеть лицо, показавшееся знакомым? При переборе различных ситуаций (во дворе дома, в институте, на улице и т.д.) возможно, всплывут сведения об интересующем Вас лице.
 
Метод противоречия:
 
  • Контрастный фон: придумайте для запоминаемого яркий фон, создающий эффект контраста.
  • Парадоксальное выражение содержания: краткая и образная формулировка, например, "парадокс есть четырехугольный треугольник".
  • Построение антимоний: подыскивается понятие, прямо противоположное тому, что нужно запомнить.
  • Абсурдные примеры: суть помогают запомнить абсурдные примеры.
  • Запоминание через забывание: желая забыть что-то, мы концентрируем на нем свое внимание и в результате запоминаем; впечатлительным людям прием не подходит.
  • Релаксация: если в течение трех минут не удается что-либо вспомнить, расслабьте на несколько минут мускулы и постарайтесь ни о чем не думать; релаксация помогает практически всем.
 
Логический метод:
 
  • Поиск закономерностей: найти в запоминаемом какие-либо закономерности - смысловые, числовые, ритмические.
  • Использование аналогий: найти, на что похож объект.
  • Прием логического вывода: логическая связь объекта с известной информацией.
  • Моделирование: с помощью логических связей соединяем разрозненные факты в единую систему - модель для запоминания.
  • Прогнозирование следствий: представляем, что будет, если мы не запомним (или, наоборот, запомним) нужную информацию; напуганные или обнадеженные, мы вернее запомним то, что нам нужно.
  • Доведение выводов до логического конца (абсурда): развиваем содержащуюся в материале мысль дальше; возможно, мы придем к вполне здравому выводу, но, может быть, и к абсурду; в любом случае усвоить материал будет легче.
 
Метод художественного оформления:
 
  • Картинное изображение материала: стараемся нарисовать зрительный образ того, о чем речь.
  • Распределение ролей: (восемь - толстая женщина, семь - усатый мужчина и т.д.).
  • Эмпатия: человек мысленно перевоплощается в объект запоминания.
  • "Улыбка": ищите в материале что-то веселое; можно карикатурно изобразить смысл, найти шутливое сравнение, смешно связать элементы материала.